Выдающиеся бельгийские оружейники. Auguste Francotte (Огюст Франкотт).
Если говорить о популярности бельгийских оружейных брендов в России, то, безусловно, на одном из первых мест окажется имя этой известной компании, продолжающей свою успешную деятельность и в наше время. В то же время, не многим из интересантов известно, что в данном случае имя Огюст (August) подразумевает не какого- то одного человека, а лишь отражает любовь семейства Франкоттов к данному имени. В истории этой династии данное имя принадлежало нескольким мужчинам.
Тем не менее, впервые заявив о себе в начале 19 века, фирма Франкотт к рубежу 19 и 20 веков уже завоевала большой сегмент европейского и российского рынка. Между 1799 и 1805 годами Бартоломью Жозеф Франкотт приступил к постройке в Льеже, на холме святого Мартина, "фабрики портативного оружия". Производство открылось в 1805 г., поэтому официальной датой основания дома считается этот год. С самого начала Ж. Франкотт активно включился в разработку и выпуск военного оружия. Начав с производства длиноствольного и короткоствольного оружия, к концу 1898 года фирма приступает к организации фабричного производства с использованием ручной сборки. В дальнейшем, именно эта особенность – способность в условиях фабричного потока изготавливать ружья, не уступающие по качеству изделиям штучников, и выделила фирму Франкотта из множества других производителей.
Эта компания была одним из главных производителей оружия в Льеже во второй половине XIXго века, вплоть до 1914 года, когда ее деятельность была заблокирована немецкой оккупацией. Необходимо отметить, что к 1890 году ярко проявилась инженерно – патентная деятельность фирмы,- на тот момент не менее 150 моделей револьверов были предложены А. Francotte. Начав свою производственную «карьеру» с очень хороших копий (на основании лицензий) револьверов ADAM’s, TRANTER, Smith & Vesson, Франкотт разрабатывает и внедряет массу механизмов запирания, устройств рамки и барабана. Все оружиеведы сходятся во мнении, что Франкотт внес весомую долю в разработку и распространение системы многоствольных револьверов, называемых в народе «перечницами». На одном из фото можно увидеть такую конструкцию - очень красивую «перечницу» с 18 стволами, существующую на сегодня в одном экземпляре в Королевском музее армии в Мадриде. Francotte патентует ряд дополнений и изменений к системе Лефоше (Lefaucheux), что позволило ему поставить на рынок тысячи револьверов "Lefaucheux-Francotte".
В этот период Франкотт не брезгует никакими видами деятельности по производству оружия. Изготавливая в полном цикле производства свое оружие, он с успехом поставляет полуфабрикаты и отдельные части для других производителей, с гордостью нанося на эти детали свое клеймо. Среди патентных разработок для военного оружия необходимо выделить особый вид конфигурации рабочей поверхности нарезного ствола, примененный и другими компаниями в различных видах вооружения, от ручного до артиллерийского (оригинальный профиль нарезов можно заметить и на дульном срезе «перечницы»). Также, компания Francotte производит ряд винтовок и ружей на основе системы Martini, модели в дальнейшем переименованы в Martini-Francotte. Такие винтовки и ружья, снабженные диоптрийными и оптическими прицелами, до сих пор используются при целевой стрельбе в открытых тирах и стрельбищах.
Начало промышленному освоению охотничьих гладкоствольных ружей было положено только в 70-е годы девятнадцатого столетия. И именно тогда фирма получила название Auguste Francotte, которое, с незначительными изменениями в официальном написании, существует около 130 лет. Имя Огюст (в русскоязычном варианте – Август) носили многие члены оружейной династии, поэтому, когда заходит разговор о ружьях Огюста Франкотта, имеется в виду фирма, а не конкретный человек. Последний из семьи Франкоттов по имени Огюст (1901-1984) вошёл в дело в 1926 г., сразу же по окончании учёбы, и руководил производством с 1944 по 1972 гг. Но вернемся к началу 20 века. В те годы курковые ружья постепенно вытесняются бескурковыми. До первой мировой войны фирма "Огюст Франкотт" выпускает рядовые бескурковки весом от 2,5 до 3,1кг - 20, 16 и 12-го калибров с замками "Энсон и Дили" и тройным запиранием: рамкой Пёрде с болтом Гринера. Ружья изготавливали как с экстракторами, так и с эжекторами. Интересная особенность дульных устройств у ружей Франкотта состояла в том, что они имели длинную суженную часть (100-120мм), в самом конце которой (примерно в 5-10 мм от вылета) выполнялось второе, более слабое, сужение. Таким образом, чоки были как бы двухступенчатыми. При абсолютной величине дульных сужений 1,0-1,2 мм такие двухступенчатые чоки давали прекрасную кучность боя крупной дробью, начиная с "тройки". Каналы стволов и патронники делались у ружей Франкотта несколько зауженными. Это обеспечивало при стрельбе отличную резкость. Когда листаешь каталоги дореволюционных оружейных магазинов (такие каталоги ежегодно издавали в Москве, Питере, Екатеринбурге, Варшаве), обнаруживается, что фирма "Огюст Франкотт" предлагала русским охотникам в то время широчайший ассортимент моделей, около трёх десятков ружей разных типов - от самых дешёвых, сорокарублёвых, до шедевров оружейного мастерства. Еще раз подчеркну, что весь этот ряд изготавливался при правильном сочетании фабричного производства и ручной доводки. Здесь и дробовые ружья, и штуцеры, и парадоксы. Прекрасны модели Франкотта с замками на боковых досках, но даже простые «бокслоки» показывают великолепный бой.
Вот что писал о ружьях «Франкотт», известный русский оружиевед С.Бутурлин:
«Что касается ружей валовой выделки, то в Бельгии имелось много крупных и мелких фирм, дешево выделывавших изящные, разумные модели дешевых и средних разборов, да нередко и высшие разборы валового оружия. Назову «Августа Франкотта», … Бельгийское оружие ценою от 25-30 до 150-250 рублей, конечно, стояло выше английского, французского и немецкого в эти же цены. Да и ружья «Франкотта»… в 300-450 рублей были превосходны…»
Компания Франкотт оказалась одной из фирм, дольше всех снабжающих свои модели стволами из дамасской стали. Такую технологию применяли многие оружейники, но живучесть дамассков на Франкоттах объясняется их высоким исходным качеством. В ряде случаев, производители так умело маскировали дамасск воронением, что не сразу можно было это обнаружить. Для тех владельцев, кто и сейчас обладает такими ружьями, важно помнить, что стволы из дамасской стали в 98% случаев были рассчитаны на применение дымных порохов или первых бездымных порохов с низким рабочим давлением (к примеру, порох Шульце или «Poudre T» ).
Не преминул Франкотт посотрудничать и с брендом Фосбери. Мне предоставилась возможность испытать в стрельбе «парадокс» Фосбери в исполнении Франкотта. Это было ружье, принадлежавшее известному российскому охотоведу О.Русакову. Изготовленное в 12 калибре, с замками на боковых досках, стволами 750 мм (длина нарезного чока – порядка 140 мм), при весе 3,5 кг ружье отнюдь не производило впечатления громоздкого и тяжелого, было очень хорошо сбалансировано. В комплекте имелась пулелейка, с помощью которой можно изготовить тяжелую, 48 граммовую пулю с двумя поясками. При проведении практической стрельбы на стандартную дистанцию 100 ярдов (примерно 80м) ружье показало превосходную кучность, в серии из 6 выстрелов пули «легли» в диаметр 5см.
Как я уже говорил, наряду с бескурковками среднего разбора, фирма "Огюст Франкотт" выпускала ружья высшего класса с замками на досках. Такие ружья в 12 м калибре весили 3,1-3,3 кг. Стволы изготавливались из дорогой английской стали Джозефа Витворта. Это оружие продавалось в России за 300-500 рублей, а с роскошной сюжетной гравировкой - за 600-700 рублей золотом. За парные садочные ружья цена практически почти удваивалась. У российских продавцов более всего встречались двуствольные ружья с полными замками и с замками Энсон - Дили. И те и другие непременно украшались весьма недурной гравировкой "в мелкий букет". В целом, ружья всегда отличались изяществом, законченным дизайном обводов, великолепным качеством древесины. При стрельбе показывали выдающуюся кучность и равномерность осыпи. Есть и другие особенности, замеченные коллекционерами и любителями, - к примеру, высокое качество воронения. Многие из ружей AF, виденных мною, находящиеся в течение их жизни в условиях нормального ухода, были изготовлены в начале 20 века, но по сию пору покрытие стволов практически не пострадало, и не нуждается в реставрации.
Начиная с 30-х гг. и, особенно после второй мировой войны, роль фабрики в производстве охотничьего оружия изменилась. В репертуаре Франкотта появилась пара моделей с вертикально спаренными стволами. Постепенно прекратился выпуск дешёвых изделий, фирма сосредоточила усилия на изготовлении дорогого заказного оружия.
В настоящее время компания "Август Франкотт" – типичная штучная мастерская, в которой руками полутора дюжин специалистов создаются шедевры оружейного искусства.
Это охотничьи ружья с обоими гладкими или нарезными стволами, с замками на боковых досках или модифицированной системой "Энсон и Дили". Выпускает Франкотт и магазинные карабины системы "Маузер 98", но буквально в небольших количествах. Двустволки изготавливаются с горизонтально и вертикально спаренными стволами. Гладкоствольные ружья делаются 12, 16, 20 и 28-го калибров со стволами различной длины и разными дульными устройствами, с одним или двумя спусковыми крючками, с эжекторами или экстракторами. Ударные механизмы гладкостволок обычно располагаются на боковых досках, а на штуцеры устанавливаются замки «бокслок», что, в общем, традиционно.
Все выпускаемые изделия – это произведения оружейного искусства, в их отделке и гравировке нет ничего случайного. "Содержание определяет форму" - таков девиз, которым руководствуются оружейники дома "Август Франкотт". Функциональность - прежде всего, - считают они. Тем не менее, гравировке металлических частей придаётся важное значение. Удачные гравюра или орнамент должны усиливать восприятие традиционного стиля современного ружья. Заказы на ружья льежской фирмы поступают и от высокопоставленных чиновников, коллекционеров и знаменитых охотников из США и Франции. Подержанные Франкотты также пользуются большим спросом. До сегодняшнего дня на ведущих аукционах Англии и Германии можно встретить эти настоящие произведения искусства. Цена на такие раритеты держится на очень высоком уровне, мало уступая аналогичным изделиям из Туманного Альбиона.
Ники Лоранс
Фотографии из архива автора.
Опубликовано в журнале Питерская охота