Выдающиеся бельгийские оружейники. Auguste Francotte (Огюст Франкотт).
Если говорить о популярности бельгийских оружейных брендов в России, то, безусловно, на одном из первых мест окажется имя этой известной компании, продолжающей свою успешную деятельность и в наше время. В то же время, не многим из интересантов известно, что в данном случае имя Огюст (August) подразумевает не какого- то одного человека, а лишь отражает любовь семейства Франкоттов к данному имени. В истории этой династии данное имя принадлежало нескольким мужчинам.
![]() |
![]() |
![]() |
Тем не менее, впервые заявив о себе в начале 19 века, фирма Франкотт к рубежу 19 и 20 веков уже завоевала большой сегмент европейского и российского рынка. Между 1799 и 1805 годами Бартоломью Жозеф Франкотт приступил к постройке в Льеже, на холме святого Мартина, "фабрики портативного оружия". Производство открылось в 1805 г., поэтому официальной датой основания дома считается этот год. С самого начала Ж. Франкотт активно включился в разработку и выпуск военного оружия. Начав с производства длиноствольного и короткоствольного оружия, к концу 1898 года фирма приступает к организации фабричного производства с использованием ручной сборки. В дальнейшем, именно эта особенность – способность в условиях фабричного потока изготавливать ружья, не уступающие по качеству изделиям штучников, и выделила фирму Франкотта из множества других производителей.
Эта компания была одним из главных производителей оружия в Льеже во второй половине XIXго века, вплоть до 1914 года, когда ее деятельность была заблокирована немецкой оккупацией. Необходимо отметить, что к 1890 году ярко проявилась инженерно – патентная деятельность фирмы,- на тот момент не менее 150 моделей револьверов были предложены А. Francotte. Начав свою производственную «карьеру» с очень хороших копий (на основании лицензий) револьверов ADAM’s, TRANTER, Smith & Vesson, Франкотт разрабатывает и внедряет массу механизмов запирания, устройств рамки и барабана. Все оружиеведы сходятся во мнении, что Франкотт внес весомую долю в разработку и распространение системы многоствольных револьверов, называемых в народе «перечницами». На одном из фото можно увидеть такую конструкцию - очень красивую «перечницу» с 18 стволами, существующую на сегодня в одном экземпляре в Королевском музее армии в Мадриде. Francotte патентует ряд дополнений и изменений к системе Лефоше (Lefaucheux), что позволило ему поставить на рынок тысячи револьверов "Lefaucheux-Francotte".
В этот период Франкотт не брезгует никакими видами деятельности по производству оружия. Изготавливая в полном цикле производства свое оружие, он с успехом поставляет полуфабрикаты и отдельные части для других производителей, с гордостью нанося на эти детали свое клеймо. Среди патентных разработок для военного оружия необходимо выделить особый вид конфигурации рабочей поверхности нарезного ствола, примененный и другими компаниями в различных видах вооружения, от ручного до артиллерийского (оригинальный профиль нарезов можно заметить и на дульном срезе «перечницы»). Также, компания Francotte производит ряд винтовок и ружей на основе системы Martini, модели в дальнейшем переименованы в Martini-Francotte. Такие винтовки и ружья, снабженные диоптрийными и оптическими прицелами, до сих пор используются при целевой стрельбе в открытых тирах и стрельбищах.
Начало промышленному освоению охотничьих гладкоствольных ружей было положено только в 70-е годы девятнадцатого столетия. И именно тогда фирма получила название Auguste Francotte, которое, с незначительными изменениями в официальном написании, существует около 130 лет. Имя Огюст (в русскоязычном варианте – Август) носили многие члены оружейной династии, поэтому, когда заходит разговор о ружьях Огюста Франкотта, имеется в виду фирма, а не конкретный человек. Последний из семьи Франкоттов по имени Огюст (1901-1984) вошёл в дело в 1926 г., сразу же по окончании учёбы, и руководил производством с 1944 по 1972 гг. Но вернемся к началу 20 века. В те годы курковые ружья постепенно вытесняются бескурковыми. До первой мировой войны фирма "Огюст Франкотт" выпускает рядовые бескурковки весом от 2,5 до 3,1кг - 20, 16 и 12-го калибров с замками "Энсон и Дили" и тройным запиранием: рамкой Пёрде с болтом Гринера. Ружья изготавливали как с экстракторами, так и с эжекторами. Интересная особенность дульных устройств у ружей Франкотта состояла в том, что они имели длинную суженную часть (100-120мм), в самом конце которой (примерно в 5-10 мм от вылета) выполнялось второе, более слабое, сужение. Таким образом, чоки были как бы двухступенчатыми. При абсолютной величине дульных сужений 1,0-1,2 мм такие двухступенчатые чоки давали прекрасную кучность боя крупной дробью, начиная с "тройки". Каналы стволов и патронники делались у ружей Франкотта несколько зауженными. Это обеспечивало при стрельбе отличную резкость. Когда листаешь каталоги дореволюционных оружейных магазинов (такие каталоги ежегодно издавали в Москве, Питере, Екатеринбурге, Варшаве), обнаруживается, что фирма "Огюст Франкотт" предлагала русским охотникам в то время широчайший ассортимент моделей, около трёх десятков ружей разных типов - от самых дешёвых, сорокарублёвых, до шедевров оружейного мастерства. Еще раз подчеркну, что весь этот ряд изготавливался при правильном сочетании фабричного производства и ручной доводки. Здесь и дробовые ружья, и штуцеры, и парадоксы. Прекрасны модели Франкотта с замками на боковых досках, но даже простые «бокслоки» показывают великолепный бой.
Вот что писал о ружьях «Франкотт», известный русский оружиевед С.Бутурлин:
«Что касается ружей валовой выделки, то в Бельгии имелось много крупных и мелких фирм, дешево выделывавших изящные, разумные модели дешевых и средних разборов, да нередко и высшие разборы валового оружия. Назову «Августа Франкотта», … Бельгийское оружие ценою от 25-30 до 150-250 рублей, конечно, стояло выше английского, французского и немецкого в эти же цены. Да и ружья «Франкотта»… в 300-450 рублей были превосходны…»
![]() |
![]() |
Компания Франкотт оказалась одной из фирм, дольше всех снабжающих свои модели стволами из дамасской стали. Такую технологию применяли многие оружейники, но живучесть дамассков на Франкоттах объясняется их высоким исходным качеством. В ряде случаев, производители так умело маскировали дамасск воронением, что не сразу можно было это обнаружить. Для тех владельцев, кто и сейчас обладает такими ружьями, важно помнить, что стволы из дамасской стали в 98% случаев были рассчитаны на применение дымных порохов или первых бездымных порохов с низким рабочим давлением (к примеру, порох Шульце или «Poudre T» ).
Не преминул Франкотт посотрудничать и с брендом Фосбери. Мне предоставилась возможность испытать в стрельбе «парадокс» Фосбери в исполнении Франкотта. Это было ружье, принадлежавшее известному российскому охотоведу О.Русакову. Изготовленное в 12 калибре, с замками на боковых досках, стволами 750 мм (длина нарезного чока – порядка 140 мм), при весе 3,5 кг ружье отнюдь не производило впечатления громоздкого и тяжелого, было очень хорошо сбалансировано. В комплекте имелась пулелейка, с помощью которой можно изготовить тяжелую, 48 граммовую пулю с двумя поясками. При проведении практической стрельбы на стандартную дистанцию 100 ярдов (примерно 80м) ружье показало превосходную кучность, в серии из 6 выстрелов пули «легли» в диаметр 5см.
Как я уже говорил, наряду с бескурковками среднего разбора, фирма "Огюст Франкотт" выпускала ружья высшего класса с замками на досках. Такие ружья в 12 м калибре весили 3,1-3,3 кг. Стволы изготавливались из дорогой английской стали Джозефа Витворта. Это оружие продавалось в России за 300-500 рублей, а с роскошной сюжетной гравировкой - за 600-700 рублей золотом. За парные садочные ружья цена практически почти удваивалась. У российских продавцов более всего встречались двуствольные ружья с полными замками и с замками Энсон - Дили. И те и другие непременно украшались весьма недурной гравировкой "в мелкий букет". В целом, ружья всегда отличались изяществом, законченным дизайном обводов, великолепным качеством древесины. При стрельбе показывали выдающуюся кучность и равномерность осыпи. Есть и другие особенности, замеченные коллекционерами и любителями, - к примеру, высокое качество воронения. Многие из ружей AF, виденных мною, находящиеся в течение их жизни в условиях нормального ухода, были изготовлены в начале 20 века, но по сию пору покрытие стволов практически не пострадало, и не нуждается в реставрации.
Начиная с 30-х гг. и, особенно после второй мировой войны, роль фабрики в производстве охотничьего оружия изменилась. В репертуаре Франкотта появилась пара моделей с вертикально спаренными стволами. Постепенно прекратился выпуск дешёвых изделий, фирма сосредоточила усилия на изготовлении дорогого заказного оружия.
В настоящее время компания "Август Франкотт" – типичная штучная мастерская, в которой руками полутора дюжин специалистов создаются шедевры оружейного искусства.
![]() |
![]() |
![]() |
Это охотничьи ружья с обоими гладкими или нарезными стволами, с замками на боковых досках или модифицированной системой "Энсон и Дили". Выпускает Франкотт и магазинные карабины системы "Маузер 98", но буквально в небольших количествах. Двустволки изготавливаются с горизонтально и вертикально спаренными стволами. Гладкоствольные ружья делаются 12, 16, 20 и 28-го калибров со стволами различной длины и разными дульными устройствами, с одним или двумя спусковыми крючками, с эжекторами или экстракторами. Ударные механизмы гладкостволок обычно располагаются на боковых досках, а на штуцеры устанавливаются замки «бокслок», что, в общем, традиционно.
Все выпускаемые изделия – это произведения оружейного искусства, в их отделке и гравировке нет ничего случайного. "Содержание определяет форму" - таков девиз, которым руководствуются оружейники дома "Август Франкотт". Функциональность - прежде всего, - считают они. Тем не менее, гравировке металлических частей придаётся важное значение. Удачные гравюра или орнамент должны усиливать восприятие традиционного стиля современного ружья. Заказы на ружья льежской фирмы поступают и от высокопоставленных чиновников, коллекционеров и знаменитых охотников из США и Франции. Подержанные Франкотты также пользуются большим спросом. До сегодняшнего дня на ведущих аукционах Англии и Германии можно встретить эти настоящие произведения искусства. Цена на такие раритеты держится на очень высоком уровне, мало уступая аналогичным изделиям из Туманного Альбиона.
Ники Лоранс
Фотографии из архива автора.
Опубликовано в журнале Питерская охота